©
Подавляющее большинство оконных приборов в дореволюционной России производилось в Туле. Нигде больше не было столько мастеров по металлу. Известно, что оружейное производство здесь стало развиваться с конца XVI века, а наряду с ним в городе существовал скобяной промысел, позже — самоварный и гармонный. О скобяном производстве, истории его возникновения нет научных исследований.
Скобяной товар включал в себя великое множество всевозможных изделий: замки (дверные, амбарные, сундучные, мебельные, ящичные, тумбочные, шкатулочные, фортепьянные, для сумок, портфелей и чемоданов, висячие, с секретом), различные задвижки и щеколды, половые решётки, завёртки, накладки, дверные пружины и цепи, дверные звонки и колокольчики. Особое место в скобяном ассортименте занимали скобы (оконные и дверные), от которых собственно и пошло название всей этой большой группы товаров.
Изделие и клеймо А. А. Королихина
Кустарное производство тульской скобянки было таким массовым, что география её продаж простиралась на всю огромную территорию Российской империи. На Нижегородскую ярмарку 1903 года, считавшуюся немного выше средней, было привезено тульского медного и скобяного товара на 750 000 рублей.
Вряд ли производство оконной фурнитуры было самостоятельным и обособленным промыслом. Мастера, производившие её и отдельные детали к ней, с не меньшим успехом отливали, точили, вырубали, шлифовали и полировали схожие детали для дверных или других скобяных изделий.
В наши дни оконные приборы тульских мастеров можно встретить по всей России, причём не только на окнах старинных домов. Кто хоть немного интересовался стариной, наверняка не раз замечал оконные ручки, шпингалеты и крючки на блошиных рынках, развалах всякой мелочи. Однако при кажущейся доступности этого материала серьёзных коллекций оконной фурнитуры видеть не приходилось.
Просмотр нескольких сотен оконных приборов, собранных в Москве, Туле, Екатеринбурге, Тюмени и Омске, позволяет попытаться систематизировать клейма тульских мастеров.
На клеймах оконных приборов читаются фамилии братьев Щербаковых и Воронцовых, братьев Бодровых и Разуваевых, братьев Лялиных и Щегловых, братьев Тепловых и Воробьёвых, встречаются и такие фамилии, как Феттер и Гинкель, Зафрен, Синопален (т. е. Сенопальников) и Зон.
Изделие Синопаленов (Сенопальниковых) и остатки их семейного участка в Заречье
Текстовой шаблон на клеймах прост, хотя отнюдь не произволен: «В Туле маст. М. А. Баташев», «В Туле А. А. Вешников», «В Туле Иван Щербаков», «Тула. Бр. Воронцовы», «Заведение И. П. Гаврилова в Туле», «Домарев. Тула», «Каменев в Туле», «ТМ Павел Бривин», «Т. Г. В. Щербаков», «М. В. Журавлева», «Позняков». Многие мастера, зашифровав свои имена в аббревиатурах, так и остались для нас неизвестными: «ТБЧ», «МАБ» (М. А. Баташёв?), «ТФБА», «ФИП», «МВС», «ТИБ», «МПБ», «ТФИБ», «ТМИЕ». Сопоставление различных клейм, позволило сделать вывод, что первая буква «Т» расшифровывается как «Тула», сочетание «ТМ» – «Тула. Мастер» или «тульский мастер». Если клеймо начинается с буквы «М», то чаще всего это означает «мастер». «ТФ» – «тульская фабрика», просто «Ф» – фабрика.
По некоторым клеймам можно попытаться выстроить хронологию семейного кустарного производства. Например, тульские мастера Щербаковы. Как более раннее первым в этом ряду должно стоять клеймо «Т. Г. В. Щербаковъ».
Затем мастерская перешла сыновьям, их клейма — «Бр. Щербаковы» и «Николай и Иван бр. Щербаковы». Можно предположить, что, окрепнув и сколотив капитал, братья разделили семейное дело и стали выпускать продукцию каждый под своей маркой: «Николай Щербаковъ» и «Иванъ Щербаковъ».
Изделие Н. П. Пастухова Ручка артели И. Е. Каменева и надгробие хозяина в Заречье (1913)
Самые умелые мастера за свои изделия получали на выставках медали: С. Н. Чирухин, братья Воронцовы, заведение И. П. Гаврилова, фабрики Ивана Егоровича Каменева (1825 или 1826–6 марта 1913), И. С. Субботина и М. И. Зафрена. Изображение медалей можно увидеть на изделиях, изготовленных этими мастерами.
Широко были распространены скобяные изделия тульского мастера А. А. Королихина (клеймо «Алексан. Королихинъ», более позднее – «Алексан. Ал. Королихинъ»; встречается и вариант «А. А. Каралехинъ»)…
Не гнушались заниматься скобяным производством и тульские самоварные короли Баташёвы, братья Воронцовы, многочисленное семейство Лялиных. А может быть, начав с него, они и не прекращали скобяной промысел. Надо отдать им должное – оконные приборы были сделаны на совесть, как правило, с массивными литыми бронзовыми планками.
В скобяном производстве существовала специализация. Были мастера, производившие только ручки или только крючки, или только шпингалеты. К примеру, из продукции заведения И. П. Гаврилова попадаются только крючки. Фабрика И. Е. Каменева, кроме большого ассортимента оконных ручек, выпускала оконные гарнитуры – в одном стиле изготовленные, ручки с верхними и нижними шпингалетами. Тульские мастера Пошишолины специализировались на шпингалетах.
Кстати, о шпингалетах. Внешний вид и принцип работы некоторых видов шпингалетов очень уж напоминает оружейные затворы, что наводит на мысль о связи между оружейниками и мастерами скобяного дела.
Обычно все оконные приборы отливали как отдельные детали и затем собирали. Ручка состояла из таких деталей: планки, стойки или опоры, тумбы и валика. Иногда стойки с тумбами делали как одну деталь. Стойки с валиком прикручивали к планке гайками. Исключение – ручки в стиле модерн, отлитые без планки и состоящие всего из одной детали – собственно скобы. Планка обычно представляла собой металлическую пластину, обтянутую поверх тонкой листовой латунью. Для более дорогих ручек изготавливали цельнолитые бронзовые планки. Чаще всего клейма ставили на планке вверху, крайне редко – в нижней части. Случается, что на некоторых изделиях, в основном ручках и шпингалетах, отсутствует клеймо мастера. Объясняется это тем, что при массовом производстве иногда клеймили одно изделие из дюжины.
Большим разнообразием форм отличались стойки ручек и валики. Валики могли быть круглыми, гранёными, сложной формы (например, в форме лука). Они могли быть цельнолитыми или пустотелыми. Особенно эффектны ручки с хрустальными валиками: круглыми, гранёными, витыми. Встречаются круглые валики с цветными проволочными нитями в виде спирали внутри валика. Широка цветовая гамма хрустальных валиков: изумрудно-зелёные, синие, голубые, фиолетовые, прозрачные.
Оконные приборы делали на любой вкус: от самых простых для мещанских домов до самых изысканных и стильных для домов богатых. Каждая мастерская старалась, чтобы её изделия отличались от других, и тут всё зависело от фантазии и умения мастера.
Разнообразие форм оконных ручек породило такие их названия, как «ухо», «ухо на кнопках», «лошадь», «лук», «башмаки» и др. Довольно часто на окнах старых домов встречаются и так наз. «сквозные» ручки.
Изделия фирм братьев Бодровых и (в центре) Феттер и Гинкель
В отличие от обычных их устанавливали в предварительно просверленное сквозное отверстие в оконной раме, а с уличной стороны фиксировали гайкой. К таким ручкам можно отнести: «якорёк», «плечики», «костылёк» и другие. В зависимости от размера оконного прибора, будь то ручка, крючок или шпингалет, они делились по номерам: от 0 (самого крупного) до 5 (самого мелкого). Причём маркировали номер размера только на крючках. Чем больше размер ручки или другого оконного прибора, тем дороже он был. Продавались оконные приборы дюжинами и поштучно в магазинах или на ярмарках, можно было заказать их и по каталогу. В каталоге скобяных товаров Роберта Кенца, изданном в Москве в начале ХХ века, самая дорогая ручка, крытая медью с хрустальным валиком, при длине планки в 5 вершков, стоила 2 рубля за штуку или 17 рублей 20 копеек за дюжину. Самая простая медная оконная ручка в этом каталоге стоила 20 копеек.
Чаще всего встречаются оконные ручки простых форм с круглым гладким валиком и прямоугольной планкой. И удивить на такой ручке может только редкое или необычное клеймо мастера. Гораздо реже встречаются ручки сложных форм («лошадь», «лук»), некоторые могут мелькнуть в единственном экземпляре и больше никогда не встретиться.
Изделие и клеймо В. Ефимова
Для больших окон выпускали оконные приборы, объединившие в себе шпингалеты с ручками. Выполняя функции ручки, центральный поворотный механизм в середине окна позволял одним поворотом рукояти открывать или закрывать окно за счёт перемещения длинных металлических ригелей. Особенно широкое распространение получили такие приборы в начале ХХ века.
Точно атрибутировать тульские оконные приборы по времени выпуска непросто, даже при наличии клейма мастера. По крайней мере, надо знать, когда работал этот мастер или фабрика. Такой способ не особо надёжен, тем более что при условии долгой производственной деятельности мастера период может охватывать несколько десятков лет.
Уточнить время выпуска оконного прибора можно, подойдя к решению этого вопроса с другой стороны. Следует определить время постройки здания или его последнего капитального ремонта (конечно, досоветского периода). Задача нелёгкая, особенно если оконный прибор был приобретён со стороны (в другом городе или у «дилера»). Однако лучшего способа, скорее всего, не существует. Так, например, удалось атрибутировать оконную ручку с клеймом тульского мастера Ивана Чижова. Ручка была установлена на окне здания, построенного в 1880. Позже выяснилось, что на одном здании были установлены оконные ручки мастера Ивана Чижова с двумя разными клеймами. При строительстве этого здания было закуплено более 150 одинаковых ручек, и неудивительно, что в эту закупку попали изделия разного времени изготовления, то есть с разными клеймами одного и того же мастера.
К концу 1880-х относится оконная ручка с клеймом «ФНИБ» и двуглавым орлом, сделанная на фабрике Николая Ивановича Баташёва (ФНИБ), получившего в 1855 звание «Фабрикант двора его императорского величества». Наличие двуглавого орла на клейме свидетельствует о том, что изготовитель был поставщиком императорского двора. Редчайшая вещь, оконная ручка – «очевидица» событий июля 1918, снята с подвального помещения дома Ипатьева в Екатеринбурге буквально накануне сноса здания.
Изделие завода Н. И. Баташёва
Рубежом XIX–XX веков можно датировать никелированные оконные приборы и приборы в стиле модерн. Подавляющее большинство оконных приборов, которые сегодня можно встретить на антикварном рынке или на окнах старинных домов, относятся ко второй половине XIX–начала XX века. Очень редко встречаются изделия, которые с полной уверенностью можно датировать первой половиной XIX столетия, а тем более XVIII веком. Может быть, потому, что практически не осталось в России домов, построенных в XVIII–первой половине XIX века и сохранившихся в первозданном виде, без ремонтов и перестроек.
Тульская ручка из дома инженера Н. Н. Ипатьева в Екатеринбурге
Клеймо «Заведение И. П. Гаврилова в Туле»
Тульский скобяной промысел до 1860-х годов не имел сильного размаха ни по количеству мастеров, ни по объёмам продаж. Он начал бурно развиваться лишь после реформ Александра II, подтолкнувших развитие капиталистического производства в России, с привлечением освобождённых крестьян в кустарное производство.
Ручка фирмы Г. В. Щербакова
В 1860-х в Туле было около четырёх тысяч оружейных мастеров. Если предположить, что мастеров оконной скобянки работало в 10 раз меньше, чем оружейников, то их должно быть как минимум несколько сотен. И это только на тот момент. А ведь они работали и раньше, и позже.
Криптонимы и полные имена тульских мастеров и владельцев фабрик оконных приборов по клеймам изделий
|
Баташев, А. М.
|
Баташёв, М. А.
|
Баташёв, Николай Иванович
|
Баташёвы бр.
|
Бодровы, бр.
|
Бочаров
|
Бривин, Иван
|
Бривин, Павел
|
Бровкин, В.
|
Будилин, А. Н.
|
Быков, А.
|
Быков, Василий
|
Вешников, А. А.
|
Воробьёвы, бр.
|
Воронцовы, бр.
|
Гаврилов, И. П.
(Говрило, И. П.)
|
Глаголев, Г. А.
|
Горшков (Гаршков)
|
Деев, Евдоким
Андрианович
|
Домарёв
|
Ефимов, Василий
|
Журавлёв, В.
|
Земцова, Я. П.
наследники
|
Зон, Б. и Я., бр.
|
Каменев, Иван Егорович
|
Клепиковы, бр.
|
Колесник, И.
|
Колотилин, И.
|
Королихин (Каралехин), Александр Ал.
|
Крапивенцов, П. П.
|
Куприн, Николай
|
Левицкий
|
Лисичкин, Мак. Тим.
|
Лялин
|
Лялины, бр. Яков Васильевич и Павел Алексеевич
|
Морозов, А. И.
|
Мосеев, П.
|
Никитин, Б. А.
|
Оропцев, Д. П.
|
Пастухов, Н. П.
|
Петуховы, бр.
|
Позняков, Александр
|
Полукаров, И. И.
|
Пошишолин, В. Н.
|
Пошышолин
(Пошишолин), Н. Н.
|
Разуваевы, бр.
|
Самсонов, Николай А.
|
Свечников, Василий
|
Свечников, М.
|
Семёнов, С.
|
Синопален
(Сенопальников)
|
Струков, Алексей
|
Субботин, И. С. и
Зафрен, М. И.
|
Теплов, Владимир Семёнович
|
Тепловы, бр. Владимир, Георгий, Евгений, Михаил и Николай
|
Феттер, Н. и
Гинкель, Б.
|
Фолемонов, В.
(Филимонов, В.)
|
Чигинской, Пётр
|
Чижов, Иван
|
Чирухин, С. Н.
|
Шелепов, В.
|
Щевелёв М.
|
Щеглов, А.
|
Щегловы, бр.
|
Щербаков, Г. В.
|
Щербаков, Иван
|
Щербаков, Николай Филиппович
|
Автор С. Н. Кубочкин,
г. Тюмень